Предисловие

Правила Го очень просты. Вы без труда их изучите в течение 5-10 минут. Однако эта простота порождает гигантское количество вариантов и дает широкое поле для творчества и фантазии, поэтому Го по праву считается самой сложной в мире игрой. Можно сказать, что здесь из элементарно простого рождается гениально сложное. И эта сложность фундаментального порядка: игра Го так же сложна, как, например, сложна математика, музыка или философия, и при этом не менее интересна, чем вышеперечисленные науки.

В процессе этого курса Вы узнаете всё необходимое, чтобы самостоятельно играть в Го.

Приятно провести время!

Шаг 1. Базовые правила

Для начала запомните следующие правила:

  • Два игрока (черные и белые) ходят по очереди. Первый ход делают черные. При каждом ходе на доску выставляется один камень.
  • Камень может быть поставлен только на пересечении линий.
  • После того, как камень поставлен, он больше не передвигается.

Взгляните на доску - она так и ждет пока вы сделаете свой первый ход!

Попробуйте поставить камни в центр доски, на край доски, и в самый угол доски.

Поздравляю, Вы уже знаете половину правил Го!

Шаг 2. Захват камней

Это простое правило. Попробуйте понять его интуитивно.

На доске камни расставлены таким образом, что некоторые из них окружены и могут быть захвачены одним ходом. Захватите отмеченные камни по порядку: 1, 2, 3, 4.

Получилось? Двигаемся дальше!

Шаг 3. Пункты дыхания или дамэ

Давайте разберемся детально как, в какой момент камни захватываются.

У каждого камня, поставленного на доску, есть пункты дыхания - это соседние пустые пункты доски, напрямую связанные с камнем линией. По-японски они называются дамэ. На диаграмме дамэ отмечены крестиками. Как Вы видите, у камня в центре 4 дамэ, на краю - 3, а в углу - 2.

Итак, если у камня перекрыты все пункты дыхания, то он снимается с доски.
Ход черных. Захватите камень!

Состояние, когда до захвата камня или группы камней остается один ход, называется атари.

Однако, белые могут избежать захвата, если успеют первыми поставить камень...

Белые избежали захвата и у них получилась группа из двух камней с 3 дамэ.

Что ж, теперь вы знаете вторую половину правил Го! Очень сложно? :)

Шаг 4. Практика захвата камней

Немножко потренируемся.

Ход черных. Захватите три белых камня!
Для этого потребуется два хода. Учтите, первый ход очень важен.

Следующая задачка. Попробуйте захватить два белых камня, находящиеся на краю доски слева.
Сложно "убежать", когда твои камни у самого края...

Как много камней! Будьте внимательны, оценивая, какие из них находятся в состоянии атари. Если ошибетесь, то Ваши камни сами станут жертвой.

Ход черных.

Для полноты картины еще требуется изучить некоторые нюансы, которые являются следствием вышеописанных правил.

Шаг 5. Самоубийство запрещено!

В Го практически нет никаких ограничений. Вы можете поставить камень на любой свободный пункт доски. Также в любой момент Вы можете пропустить ход (сказать "пас"). Но всё-таки есть два совершенно логичных и естественных запрета. И первое, это запрет на самоубийство.

Черным нельзя ходить в пункт А. Если черные сыграют в A, то окажется, что их камень уже окружен и не имеет пунктов дыхания (дамэ). Это самоубийство, и самоубийство в Го запрещено. Компьютер не даст поставить Вам камень в пункт А.

Однако, если во время "самоубийственного" хода захватываются камни противника, то такой ход разрешен.
Сделайте ход в А и захватите два камня.

Из этого правила следует, что можно построить группу камней, которую не получится захватить даже при полном окружении. Такая группа должна содержать, как минимум, два пункта, в которые противнику было бы запрещено поставить камень, ее еще называют двуглазой крепостью.

Примеры групп камней, которые нельзя захватить, расставлены на доске ниже. Обратите внимание, что группы 1 и 2 не соединены между собой, но при этом образуют живую двуглазую группу. Группа 3 также является "неубиваемой".

Взгляните на группу 4. Куда нужно черному поставить камень, чтобы избежать гибели своих камней?

Если Вам не до конца понятно, то экспериментируйте с позицией на доске, чтобы не оставалось вопросов.

Шаг 6. Правило ко

Второе и последнее ограничение в Го - правило ко. Оно так же абсолютно логично, и необходимость в нем совершенно естественна, как и запрет на самоубийство. Правило ко гласит, что нельзя повторять позицию предыдущего хода.

Рассмотрим следующую элементарную ситуацию, которая с большой вероятностью может встретиться у Вас в партии. Ход черных. Захватите белый камень ходом в А.

Теперь ход белых, но компьютер не разрешит сейчас захватить черный камень обратно, потому что повторится позиция предыдущего хода. Если бы этого ограничения не было, то возникло бы зацикливание - черные и белые постоянно захватывали бы один "несчастный" камень и партия никогда не кончилась. Поэтому в такой ситуации захватить обратно камень можно только через ход. Постарайтесь самостоятельно понять, как это правило работает, экспериментируя с позицией на доске.

Здесь нет ничего сложного, однако правило ко может приводить к очень непростым и неординарным ситуациям, но это мы подробно изучим в других интерактивных курсах...

Ну, что же, теперь переходим к самому главному.

Шаг 7. Цель игры

Итак, мы изучили все правила Го и по сути их три:
1. Правило очередности.
2. Правило захвата камней.
3. Запрещенные ходы (запрет на самоубийство и правило ко).

В известных нам настольных играх (шашках, шахматах) главная цель - это захват фишек (фигур). Однако в Го это не так. В Го можно одержать победу, не захватив ни одного камня. Это связано с тем, что кроме захвата камней в Го можно (и нужно) захватывать территорию. Давайте разберемся что это такое.

На диаграмме ниже территория черных и белых отмечена черными и белыми квадратиками соответственно. В данном случае Черные захватили 11 очков территории, а Белые - 18 (пересчитайте, пожалуйста). Остальная часть доски еще не поделена и там будет продолжаться борьба.

Интерактивное введение в Го

Попробуем дать определение. Территория - это свободные пункты доски, которые оцеплены камнями одного цвета так, чтобы не допустить вторжения со стороны противника.

Справедливости ради нужно заметить, что понятие территории несколько абстрактное, и объяснить его словами так, чтобы сразу было всё понятно, практически невозможно. Поэтому не пугайтесь, если не совсем понятно. В любом случае теорию надо закрепить на практике. Но надеюсь, что какое-то понимание уже есть.

Цель игры - захватить как можно больше территории и как можно больше камней противника. Каждый захваченный камень противника приносит одно очко и каждый свободный пункт доски, окруженный своими камнями, приносит одно очко. В конце партии очки подсчитываются и определяется победитель. Выиграл тот, у кого больше очков.

Из-за того, что в Го существует два способа "зарабатывания" очков, то во время игры приходится постоянно оценивать позицию и выбирать ход, который принес бы максимальную выгоду - это может быть и захват территории, и захват камней противника.

Шаг 8. Примеры партий

Закрепим новые знания на примерах. Посмотрите следующую партию. (Используйте клавиши навигации, расположенные внизу доски.)

Партия закончилась, когда доска была полностью поделена и не осталось ни одного хода, который приносил бы выгоду, то есть либо увеличивал свою территорию, либо уменьшал территорию противника, либо захватывал камни противника. В этой позиции следующий ход будет сделан или на свою территорию, отнимая у себя же очки, или на территорию противника, делая "подарок" противнику. Когда некуда ходить, принято пропускать ход (говорить "пас"). После двух пасов начинается подсчет очков.

В данной партии черные не захватили ни одного камня, но окружили 28 очков территории; белые - захватили 1 камень и окружили 26 очков территории, суммарно 27 очков. В результате выиграли черные, набрав на 1 очко больше.

Интерактивное введение в Го

Теперь рассмотрим более сложный пример.

Здесь уже больше борьбы. Заметьте, что не все камни были захвачены и сняты с доски во время игры. Когда видно, что камни в любом случае будут захвачены, то их можно не "доедать", потому что в процессе "доедания" придется ставить камни на собственную территорию, отнимая у себя очки. Такие камни называются пленными. При подсчете очков пленные камни снимаются с доски и тоже учитываются наравне с захваченными камнями.

В результате этой партии у черных - 3 пленных камня и 21 очко территории, всего - 24 очка; у белых - 1 захваченный камень, 3 пленных камня и 12 очков территории, всего - 16 очков. Снова выиграли черные, но с перевесом в 8 очков.

Интерактивное введение в Го

Примечание. Из-за того, что черные ходят первые, то у них изначально есть небольшое преимущество. И чтобы уровнять начальные условия игроков, ввели правило коми, согласно которому белые получают дополнительно 6.5 очков. И если учесть коми, то в последней партии черные выиграли не 8 очков, а только 1.5 очка.

Шаг 9. Настоящее Го

До этого момента мы рассматривали задачи и партии на доске размера 9х9. Такая доска используются только в обучении. На самом деле в Го играют на доске 19х19. В общем случае доска для Го может быть совершенно любого размера и формы (см. приложение FreedGo в разделе "Обзор приложений"). Теоретически Го может быть даже трехмерным (когда играть нужно не на площадь, а на объем), но традиционно для игры в Го используется доска размера 19х19. Именно здесь начинается настоящее Го. Играя на доске такого размера, человеческий разум используется в полной мере - приходится мыслить образно, строя планы на захват территории, приходится просчитывать ходы вперед, когда сталкиваются черные и белые камни, и при этом нужно следить за всей доской целиком, не упуская ни одного большого хода. Это очень непросто, но чрезвычайно интересно и захватывающе! Неслучайно Го является не только самой сложной в мире игрой, но и самой популярной.

Посмотрите партию профессионалов, сыгранную на большой доске, и попытайтесь уловить общий ход игры. Это самая короткая партия в истории Го (142 хода)!

Партия получилась короткой из-за того, что оба игрока огородили и сохранили огромные участки доски. После подсчёта оказалось, что у чёрных 128 очков, а у белых 129. Заметим, что семь чёрных камней в верхнем правом углу не имеют шансов построить два глаза и выжить, так что они были сняты с доски и при подсчёте вычтены из территории чёрных.

Шаг 10. Что дальше?

Теперь, когда Вы знаете правила, перед Вами открывается безграничный и многогранный мир Го. Вам предстоит изучить основные технические и стратегические приемы, открыть великих мастеров игры, создать собственный неповторимый стиль и сыграть много-много интересных и захватывающих партий! Как же я Вам завидую!..

Если Вас увлекла эта игра и хотите двигаться дальше, то могу порекомендовать следующее:

1. Попробуйте сыграть несколько партий с компьютером на доске 13х13 (например - здесь), чтобы закрепить полученные навыки. Однако слишком много с компьютером не играйте, а постарайтесь как можно скорее освоить сервер для игры в Го через интернет - наблюдайте за партиями, играйте с людьми (см. список рекомендуемых серверов).

2. Найдите своего учителя. Конечно, Го можно изучать самостоятельно, но с опытным наставником гораздо интереснее и продуктивнее. Возможно, что Вам подойдет кто-то из мастеров нашего клуба.

3. Если еще не видели, то обязательно посмотрите аниме "Хикару и Го". Классный мультик!

4. Изучайте Го на телефоне, решайте задачи (см. обзор приложений).

5. Найдите и присоединитесь к сообществу игроков Го в Вашем городе. Если такого нет, то создайте собственное! Вы всегда можете обратиться к нам за помощью.

6. Участвуйте в соревнованиях по Го, которые организует Российская федерация Го.

Успехов! Надеюсь, что встретимся с вами на турнире!

Замечания и предложения присылайте по адресу: proskurin@nikoraido.ru

Антон Проскурин.