16 февраля 1912 года отошел ко Господу святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский.
Николай Японский (1836-1912) отдал больше 50 лет своей жизни на просвещение японцев православной верой. Кроме того святитель Николай стал первым русским японоведом. В японской прессе того времени неоднократно отмечалось, что архиепископ Николай знал Японию лучше самих японцев. Еще при жизни его называли “всемирно известным японологом”. И. Восторгов, посетивший Японию, писал: “Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране таким уважением, такой известностью, такой популярностью”.
Один из современников Николая писал в 1912 г.: “Нам неоднократно приходилось быть свидетелем, как язычники, совершенно незнакомые Владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице и их мощное “банзай Никорай” частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем Святителю…”
Известный японский русист, специалист по творчеству Ф.М. Достоевского, Накамура Кэнносукэ писал, что Николай “был миссионером и японистом одновременно” и “во второй половине 19 века не было другого такого большого знатока Японии, каким являлся Николай”. “…Николай Японский был русский японист, который всю свою жизнь старался перебросить мост взаимопонимания между людьми России и Японии”.
Незадолго до своей кончины архиепископ Николай в беседе с епископом Сергием сказал: “Всюду читаешь “Николай. Николай. Николаево дело”. Увы, — и в России это говорят. Неправда! Тысячу раз неправда! Божье дело! Божье дело! В России много про меня пишут. Только все, что пишут — идеализация! Издали не видно, — вот и пишут. Разве есть какая-нибудь заслуга у сохи, которою крестьянин вспахал поле? Разве может она хвалиться: “глядите-ка, православные, что я наделала” …Хорошо вспахано. Разве кто-нибудь скажет: “Хорошо соха вспахала”. Все скажут: “Молодец мужичок. Ловко вспахал”. Так и здесь… Николай. Сергий. Роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет! А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал. Значит, — и ты не заржавел. Значит, за работой на Божьей ниве и твоя душа несколько очистилась, и за сие будем всегда Бога благодарить”.
Имя святителя знала и почитала вся Япония. Даже через 58 лет после его кончины, во время канонизации, когда верующие хотели перенести его святые мощи с кладбища в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище.
Предлагаю посмотреть документальный фильм про Николая Японского “Свет невечерний восходящего солнца” (пожалуй лучший из тех, что есть на сегодняшний день), а также почитать “Избранные ученые труды святителя Николая” (очень интересная книга).
Избранные ученые труды Николая Японского (html, mobi, epub, fb2)